Введение: Статья 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет исключительную подсудность арбитражных судов по искам, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и их багажа. Это касается договоров перевозки, в том числе в случае, если перевозчик является ответчиком. Данная статья регулирует сложные "многоуровневые" отношения между участниками процесса, такими как экспедиторы, перевозчики и собственники грузов.
1. Многоуровневые Экспедиционные Отношения: В контексте статей 38 Арбитражного процессуального кодекса речь идет о сложных взаимоотношениях между клиентом, экспедитором и перевозчиком. Договор транспортной экспедиции, заключаемый между клиентом и экспедитором, фактически заменяет договор перевозки, при этом экспедитор принимает на себя обязанности перевозчика. Применение статьи 38 требует квалификации экспедиционных отношений и принятия решения о подсудности в зависимости от их характера.
2. Ответственность за Утрату Груза: Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности," арбитражные суды, удовлетворяя требования о возмещении ущерба, подчеркивают, что получатель груза несет ответственность за уведомление экспедитора о любых повреждениях, утратах или недостачах в письменной форме. В противном случае, считается, что груз получен в неповрежденном состоянии, если не доказано обратное.
3. Обязанность Экспедитора: Экспедитор, ответственный перед клиентом за перевозку, несет обязанность доказать отсутствие своей вины в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции. Даже если исполнение договора осуществляется третьим лицом, экспедитор несет ответственность перед клиентом. Хищение груза не признается обстоятельством непреодолимой силы, так как экспедитор обязан предпринять меры по сохранности груза.
4. Доказательства Исчерпывающих Мер: Экспедитор должен предоставить доказательства того, что им были предприняты исчерпывающие меры для сохранности груза. В случае повреждения груза, экспедитор обязан доказать, что причиной были непредотвратимые обстоятельства, не зависящие от него. Отсутствие таких доказательств может повлечь за собой ответственность за утрату груза.
Заключение: Анализ и применение статей 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требует внимательного рассмотрения сложных отношений между сторонами перевозочных сделок. Экспедиторы должны строго соблюдать требования закона, обеспечивая сохранность грузов и предоставляя доказательства своей деятельности в судебном порядке.